Значение осанки в жизни человека

Осанка и здоровье человека

Значение осанки в жизни человека

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сутулость – уменьшение поясничного лордоза (внутренний физиологический изгиб позвоночника в поясничном отделе) и чрезмерная выраженность грудного кифоза (физиологическое выпячивание в грудном отделе позвоночника);

2. Кругловогнутая спина – повышение выраженности всех изгибов позвоночного столба;

3. Круглая спина – отсутствие поясничного лордоза при большой выраженности грудного кифоза;

4. Плоская спина – уменьшение выраженности поясничного лордоза и грудного кифоза;

5. Плосковогнутая спина – незначительное увеличение поясничного лордоза при уменьшении кифоза в грудном отделе.

Во фронтальной плоскости наблюдается ассиметричная осанка (сколиотическая дуга). При ней прослеживается неравномерное расположение анатомических структур с правой и левой стороны туловища.

Рис. 1. Типы осанок.

Современный уровень медицинских знаний о человеке подтверждает мудрость такого широкого понимания осанки.

Ведь очевидно, что принятие человеком определенной статической позы или выполнение определенного движения в пространстве (то есть склад живого тела и общность его движений) должно обеспечивать оптимальное эстетическое и физиологическое» выполнение таких действий. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – с. 75.

Осанка человека является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные размеры, объем и соотношению длины и массы тела.

Однако осанка аккумулирует в себе не только антропометрическую часть физического развития, но и биомеханическую, кинематическую и энергетическую составляющие физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятиями гармонии тела и человеческой этикой, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенческих навыков и самоконтроля.

Обсуждая различные определения осанки, мы стараемся не вставать на путь «терминологических войн»', столь популярный среди специалистов.

Поскольку эта книга предназначена для широкого круга специалистов и заинтересованных родителей, мы считаем возможным предложить следующее определение осанки, основанное на современных представлениях о функционировании опорно-двигательного аппарата и позволяющее, на наш взгляд, решать многие, уже давно назревшие, вопросы медицинской и педагогической практики.

Осанка -характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированное™ (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений.»

Осанка — термин, понятный большинству людей, даже если они и не являются специалистами в области медицины или педагогики.

Предлагаемое определение осанки, по нашему мнению, может и должно стать объединяющим для всех заинтересованных людей (врачей, педагогов, родителей) при выработке и проведении в жизнь совместных программ, направленных на оздоровление детей и формирование у них правильной осанки.

С биомеханической точки зрения, правильная осанка является результатом такого соотношения всех действующих между собой сил, когда физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имея равномерно волнообразный вид, что является основным моментом, так как они по законам биомеханики придают позвоночнику большую устойчивость, сопротивляемость, увеличивают его рессорные свойства и облегчают возможность сохранения равновесия.

Понятие об осанке складывается из учета положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей.

Ведущим является положение позвоночника, который имеет в сагиттальной плоскости четыре физиологических изгиба (шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз).

Каким же должно быть правильное расположение различных частей тела в положении стоя?

Голова — рычаг первого рода с точкой опоры в области затылочной кости. Для уравновешивания головы необходимо напряжение затылочных мышц.

Грудная клетка — центр тяжести находится впереди позвоночного столба, и для уравновешивания необходимо напряжение разгибателей спины.

Поясничная часть позвоночника — центр тяжести находится сзади тел поясничных позвонков и для сохранения правильного положения туловища необходимо напряжение мышц брюшного пресса. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – с. 64.

Тазобедренный сустав — центр тяжести вышерасположенных частей тела проходит через середину поперечной оси, соединяющей оба тазобедренных сустава; для сохранения устойчивого положения туловища необходимо напряжение как передних, так и задних групп мышц, окружающих тазобедренный сустав.

Газ удерживается в нормальном положении благодаря гармоничной работе сгибателей и разгибателей бедра.

Таз имеет определенный угол наклона, который увеличивается при перевесе функции сгибателей бедра, а чрезмерный угол наклона таза, в свою очередь, приводит к увеличению поясничного лордоза и растяжению мышц брюшного пресса, что ведет к нарушению функций внутренних органов.

Преимущественная функция разгибателей бедра — угол наклона таза уменьшается, сглаживается поясничный лордоз, компенсаторно возможно уменьшение всех других изгибов позвоночника, а это, в свою очередь, уменьшает сопротивляемость позвоночного столба по отношению к механическим факторам внешней среды.

Коленный сустав — центр тяжести находится впереди коленного сустава, следовательно, для уравновешивания туловища необходимо напряжение икроножных мышц.

Голеностопный сустав — центр тяжести находится на уровне ладьевидной кости предплюсны, и для уравновешивания тела также необходимо напряжение икроножных мышц.

Пропорции тела ребенка в разные возрастные периоды изменяются, поэтому изменяются и биомеханические факторы, определяющие осанку.

Традиционно принято описывать осанку дошкольника, младшего школьника, юноши и девушки в исходном положении стоя, так как это стандартизует и облегчает оценку.

Оптимальная осанка дошкольника: туловище расположено вертикально, грудная клетка симметрична, плечи развернуты, лопатки слегка выступают, живот выдается вперед, намечается поясничный лордоз. Ноги выпрямлены. Угол наклона таза — от 22 до 25°.

Оптимальная осанка школьника: голова и туловище расположены вертикально, плечевой пояс горизонтально, лопатки прижаты к спине. Физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, остистые отростки расположены по одной линии.

Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки, угол наклона таза увеличивается. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.

: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – с. 95.

Оптимальная осанка юноши и девушки: голова и туловище расположены вертикально при выпрямленных ногах. Плечи слегка опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична.

Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке.

Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут лордоз, у юношей — кифоз.

Очевидно, что оптимальная, с точки зрения биомеханики и физиологии, осанка должна сохраняться и в положении сидя, и при выполнении основных движений (ходьба, бег и пр.)

2. Методы коррекции осанки

– коррекция режима сна и отдыха;

– отказ от вредных привычек;

– плавание;

– регулярные специальные физические упражнения.

f

  • Понятие об осанке и телосложении. Причины нарушения осанки, способы ее коррекции. Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Комплекс физических упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.контрольная работа [52,1 K], добавлен 22.06.2015

Источник: https://revolution.allbest.ru/sport/00688231_0.html

Урок здоровья

Значение осанки в жизни человека

Задачи урока:

  1. Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,
  2. Научить учеников заботиться о правильном положении тела,
  3. Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Оборудование:

  1. Рисунки с правильной и неправильной осанкой; памятки родителям.
  2. Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.
  3. Цветные карточки (черная, зеленая, оранжевая).

Ход урока

1. Беседа по теме.

– Как вы думаете, приятно смотреть на стройного
человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но
дело не только в красоте, у стройного человека
правильно формируется скелет. При правильной
осанке легче работать сердцу и другим важным
органам.

Правильная осанка не дается человеку от
рождения, а приобретается им.

Она вырабатывается
в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее
недостатки очень трудно, потому что в детском
возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не
заменилась костной. Поэтому вам взрослые все
время говорят: “Не горби спину.

Сиди прямо!”.
Неправильная осанка делает спину кривой,
некрасивой. Если в детстве приучиться держаться
прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить
боли в пояснице, спине.

2. Осанка – стройная спина.

– Что дает человеку правильная осанка?

– Как вы думаете, может ребенок сам сформировать
правильную осанку или, наоборот, деформировать
ее?

– Какие профессии человека невозможны без
красивой осанки?

– Почему искривляется позвоночник у детей?

– Поэтому лучше всего научиться следить за
своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Осанка – это превратившаяся в строгую привычку
манера держать свое тело. Правильная осанка
придает человеку красивый внешний вид и создает
лучшие условия для развития и деятельности всего
организма. Формирование правильной осанки –
сложный и длительный процесс.

Чтобы достичь
положительных результатов, необходимо
заботиться о правильном положении тела учащихся
с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире
использовать физические упражнения, обязательно
включать специальные упражнения на осанку в
содержании уроков физической культуры, в
гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку,
давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной осанки.

– Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

3. Нарушение осанки.

У некоторых детей возникает нарушение осанки.
Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что
деформирован позвоночник. Начинается он, как
правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в
больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник –
основной стержень тела. Он проходит посредине
спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей
– позвонков (можно показать рисунок).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если
человек низкого роста, но держится прямо, он
кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь
или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша
осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

4. Игровой блок.

Учащимся предлагается сесть на скамейки. На
голове ученики держат стаканчики из–под
йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке
лежит блокнот для рисования и карандаш или
несколько карандашей. Они должны взять в руки
блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок.
Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

Предложить ребятам памятку, которую они должны
будут обязательно показать своим родителям.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!

  1. Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
  2. Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
  3. Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
  4. Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.
  5. Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
  6. Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
  7. Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.
  8. Осанку нарушает езда на велосипеде.
  9. Осанку может исправить сон на жестком матраце.
  10. Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Эти правила проговариваются с учащимися.

6. Двигательный блок.

Комплекс упражнений для формирования
правильной осанки.

Комплекс показывает сам учитель, ребята
повторяют. Все упражнения выполняются под
музыку.

Упражнение Кто я? Какой я?

Нужно лечь на спину, руки прижать к туловищу,
все тело должно представлять собой одну сплошную
линию. Вытянувшись, нужно приподнять голову и
плечи, осмотреть себя и положение своего тела и
вернуться в исходное положение.

Упражнение Велосипед.

Лежа на спине и прижав руки к туловищу,
поочередно поднимать левую и правую ногу, сгибая
их в коленях.

Упражнение Плавание.

Лечь на живот, руки положить перед собой, на них
положить голову. Приподнимать голову и плечи
насколько это возможно.

Упражнение Прямой угол.

Лежа на спине, отвести руки за голову.

– поднимать ноги поочередно вверх по
возможности под прямым углом;

– горизонтальные и вертикальные движения
прямыми ногами.

Упражнение Рыбка.

Лечь на живот, положить подбородок на руки.
Отвести руки назад и максимально приподнять. То
же самое необходимо сделать с ногами.

Упражнение Окошко.

Лечь на живот, поднять руки вверх и сцепить
пальцы. Прогнуться, повернуть туловище влево,
вправо (под левой и правой рукой заглянуть в
“окошко”).

Упражнение Игра с морской галькой.

Сесть на коврик на полу, ноги согнуть, стопы
поставить параллельно. Захватывать пальцами ног
камешки (их можно купить в магазине) или такие
предметы как ластик, воланчик, ракушки.

Упражнение Тренировка ног.

Сесть на коврик, согнуть ноги в коленях и:

– “сложить” стопы вместе, развести ноги и
максимально вывернуть стопы наружу;

– держа спину максимально ровной, вытянуть ноги
и носочки вперед;

– вытянуть ноги вперед и, держа их на весу,
максимально выдвинуть пятки вперед;

– сводить и разводить ноги, соприкасаясь
попеременно пятками и пальцами ног;

– попеременно ставить ступни на пятку и на
носок;

– шевелить пальцами ног, сначала медленно, а
затем убыстряя темп;

– “вибрировать” ногами, то, убыстряя, то,
замедляя темп.

Упражнение Учимся ходить.

Походить по комнате:

– на носках;

– на наружных и внутренних краях стоп ног;

– на наружных краях стоп;

– перекрестными шагами, занося вперед
поочередно левую и правую ноги;

– как ходят модели на подиуме;

– как ходят балетные танцовщики.

Упражнение Футболисты.

Для выполнения упражнения можно использовать
несколько мячей, от маленького до средних
размеров. Сидя на стуле, нужно:

– захватить стопами мяч и поднять его как можно
выше;

– покатать мяч попеременно левой и правой ногой;

– взять мяч, положить его на ногу и постараться
продержать его как можно дольше, не роняя;

– подложить под стопы левой и правой ноги
маленькие одинаковые мячи и постоять на них;

– разложить вокруг себя несколько мячей на
равном расстоянии и, захватывая их обеими
ступнями, менять мячи местами.

Уважаемые папы и мамы!

Еще несколько советов перед тем, как вы начнете
серьезно и целенаправленно бороться за здоровье
и счастье своего ребенка.

Помогите своим детям сделать упражнения
необходимыми и привычными в их жизни.

Постарайтесь быть примером своему ребенку в
выполнении упражнений, делайте их вместе с ним.

Не ругайте ребенка, если он делает что-то не так,
постарайтесь, чтобы он выполнял упражнения
охотно, только тогда они смогут перерасти в
привычку.

Подчеркивайте, пусть маленькие, достижения
ребенка.

Во время выполнения упражнений радуйтесь
хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь
друг другу, поддерживайте друг друга во всех
начинаниях!

Успехов и удачи!

7. Итог урока

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают
цветные карточки, с помощью которых оценивают
урок.

Черная карточка – плохо.

Зеленая карточка – хорошо.

Оранжевая карточка – отлично.

20.03.2008

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/514133/

На что влияет осанка человека?

Значение осанки в жизни человека

ФБУЗ “Центр гигиенического образования населения” Роспотребнадзора

Осанка – привычная поза человека, непринужденно стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными под углом 45—50° носками.

Особенности осанки определяются измерениями и описанием тела человека во всей совокупности — с головы до ног:

– это положение головы и пояса верхних конечностей,

– изгибы позвоночника (в шейном, грудном и поясничном отделах),

– форма грудной клетки и живота, наклон таза, положение нижних конечностей.

Немаловажное значение имеет форма ног — нормальная, Х-образная или 0-образная.

Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью, плохая осанка обычно свидетельствует о слабом здоровье.

Типы осанки

Правильная осанка– ее можно охарактеризовать как сохранение положения туловища, во время которого любые нагрузки на область позвоночного столба будут распределяться равномерным образом, при этом сохранятся природные изгибы позвоночника. В положении сидя, голова должна быть зафиксирована на одном уровне, а позвоночник должен поддерживать три нормальных спинных изгиба.

Кифоз– данное состояние также известно как сутулость, это несбалансированная позиция, которая наверняка способна привести к болезненным ощущениям в спине и боли в области шеи.

Кифоз, возникающий в районе грудного отдела позвоночника, клинически проявляет себя в виде синдрома «округлой спины». Данное заболевание может развиться из-за постоянной сутулости, перегрузки суставов плеч и наличия слабых мышц спины.

Выпрямленный позвоночник способствует выпячиванию грудной клетки, что неверно трактуется как «военная осанка».

Лордоз – это осанка, при которой происходит искривление позвоночного столба, обращенное выпуклостью вперед. Патологическое состояние может развиваться в любом возрасте как следствие врожденной или приобретенной патологии позвонков.

Сколиоз – это болезнь, характеризующаяся искривленным позвоночным столбом, который приводит к неадекватному положению плеч, шеи и позвоночника. Формируется ущемление нервных корешков и кровеносных сосудов. Это, в свою очередь, приводит к появлению боли, нарушению кровоснабжения внутренних органов и создает условия для их заболевания.

Влияние осанки на здоровье человека Не секрет, что организм человека – обладает сложной структурой и все в нем взаимосвязано. В том числе, неправильная, неестественная поза нашего тела прямо влияет на позвоночник, искривляя его.

Это, в свою очередь, нарушает нормальное кровообращение, ведет к смещению внутренних органов, нарушая их естественные функции. Причем, если на начальном этапе эти нарушения практически на выражены, то со временем, данная патология становится причиной развития патологий.

Вот несколько примеров: – боковое искривление позвоночника ведет к деформации грудной клетки, от чего возникают проблемы с дыханием; – неправильное положение шейного отдела вызывает нарушение кровообращения этого участка, провоцируя головные боли, способствует развитию остеохондроза; – постоянно опущенные плечи, ссутуленная спина создают излишнее давление на грудную клетку, диафрагму. Возникает негативное воздействие на внутренние органы, расположенные в брюшной полости, органы малого таза, на всю на мочеполовую систему организма.

– осанка тела человека, нарушенная в течение многих лет, провоцирует возникновение межпозвоночных грыж, что является, в том числе, причиной сильнейших болей области спины, поясницы у людей среднего и старшего возраста, вплоть до невозможности нормально двигаться.

Как устранить нарушения? Исправить неправильную осанку, безусловно, можно. Но процесс этот длительный, так что запаситесь терпением, ибо он связан с исправлением плотной мышечной структуры скелета.

Тут необходимо не только выполнять специальные упражнения (ЛФК), но также изменить привычный образ жизни. В частности, требуется нормализовать режим дня, повысить двигательную активность, при необходимости, носить корригирующие корсеты.

Необходимо улучшить качество питания, пройти курсы массажа, мануальной и физической терапии. Хороший вспомогательный эффект дает санаторно-курортное лечение.

Поэтому лучше, если устранение нарушений будет проводиться под контролем специалиста- ортопеда, после необходимого обследования.

Кроме того, существуют и другие условия, которые также необходимо выполнять. – Замените свой привычный матрас, высокую подушку на ортопедические. Их можно купить в специализированных магазинах. – Больше двигайтесь, ходите пешком, совершайте утренние пробежки. – Следите за положением своего тела, когда сидите. Держите спину прямо, не забрасывайте ногу на ногу.

Если условия работы предполагают долгое сидение, используйте офисное кресло с регулирующейся спинкой, подлокотниками и с возможностью регулирования высоты. – Носите удобную, не стесняющую движения обувь. Желательно приобрести специальную, ортопедическую. – По рекомендации ортопеда, носите специальные корсет или пояс, способствующие исправлению осанки.

– Запишитесь в бассейн, займитесь плаванием, аквааэробикой. Помните, что не только состояние физического здоровья зависит от осанки. Она влияет также на настроение, уверенность в себе. Наверное, вы замечали, что люди жизнерадостные, благополучные обычно держат голову прямо, у них всегда расправлены плечи, уверенная походка.

А людей усталых, грустных, имеющих множество проблем, всегда можно заметить по опущенным плечам, ссутуленной спине.

Исправляйте свою осанку, а вместе с ней улучшайте свое самочувствие и отношение к жизни.

Источник: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1335/

Значение в жизни человека правильной осанки

Значение осанки в жизни человека

Правильная осанка – это не только красивая спина и лёгкая походка. Это ещё и здоровье позвоночника, и всех внутренних органов, поэтому переоценить значение правильной осанки невозможно.

Однако мало кто знает, что ровная осанка не врождённая. Она вырабатывается в процессе жизни человека и на неё одновременно влияет сразу несколько факторов. Так что же влияет на её формирование?

  1. Состояние мускулатуры спины.
  2. Наличие и характер ежедневных нагрузок на область спины.
  3. Состояние кровоснабжения позвоночника.
  4. Качество питания.
  5. Правильность походки.
  6. Выбранная постель — желательно, чтобы это были ортопедический матрас и ортопедическая подушка.

Однако это вовсе не всё, что сказывается на состоянии осанки. Здесь очень важны пол и вес, а также пропорции организма и положение органов.

Так, например, при небольшом росте скелетная мускулатура практически не развита, а при высоком, наоборот, она сильно растягивается. Это же касается и избыточной массы.

Лишние килограммы часто снижают двигательные и силовые возможности, что приводит к значительным нарушениям позвоночника.

Тест на определение

Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека переоценить невозможно. Чтобы оценить состояние позвоночника, достаточно пройти 4 простейших теста.

В первом случае необходимо вплотную встать к стене и оценить промежуток между стеной и позвоночником. Если в пространство, которое образуется между спиной и стеной, не проходит рука, то осанка считается идеальной.

Во втором тесте необходимо оценить, находятся ли на одной прямой горизонтальной линии козелки ушей, плечевой пояс, тазобедренный сустав, колени и голеностопы. При любом отклонении есть основания полагать, что имеются нарушения.

Для того, чтобы определить, правильно расположена ось позвоночника или нет, небольшой грузик привязывается к верёвке, после чего верёвка становится эталоном для измерения этого показателя.

И, наконец, при выраженной степени сколиоза в организме могут наблюдаться изменения, которые довольно просто рассмотреть. Например, это может быть выпячивание или западение грудной клетки, смещение углов лопаток и неправильное расположение пупка относительно центра живота.

Все эти тесты следует проводить каждый год, и делать это лучше всего в кабинете ортопеда. Только опытный врач сможет оценить, не появились ли в процессе жизни у человека те или иные отклонения от нормы и что необходимо предпринять, чтобы избежать дальнейшего развития или появления осложнений.

Физкультура

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки сегодня огромно, особенно если человек постоянно проводит много времени в положении сидя и имеет малоподвижную работу.

Очень полезно выполнять такое упражнение, как пружина. Для этого всего лишь нужно представить, что с потолка спускается пружина, которая тянет тело человека вверх.

Это упражнение поможет держать спину росно.

Не менее важно следить за осанкой и при ходьбе. Вес на ноги следует распределять правильно, плечи следует выпрямить, спину держать прямой, а грудную клетку развёрнутой. А при уже имеющемся искривлении необходимо прислониться к стене и зафиксировать правильное положение тела, которое использовалось в первом тесте. В таком положении надо оставаться не менее 5 минут.

Значение правильной осанки особенно важно для детей. Неправильное положение тела очень быстро приводит к тому, что позвоночник искривляется, кроме того, страдает и грудная клетка, и конечности, особенно ноги. Причём сколиоз и плоскостопие – это уже крайнее проявление неправильной осанки.

Не стоит думать, что осанка – это наследственный фактор.

Нет, она вырабатывается на протяжении жизни человека, поэтому, если ребёнок дошкольного или школьного возраста будет с самого начала неправильно сидеть за столом, неправильно стоять или ходить, то его осанка, а значит и походка, и работа внутренних органов будут сильно нарушены.

Хорошая осанка – это показатель здоровья, и не только физического, но и психологического. К тому же, это хороший способ профилактики и лечения всевозможных болезней не только позвоночника, но и многих внутренних органов. И, конечно, это один из важнейших факторов, который потом будет влиять на развитие карьеры человека.

К тому же, этот показатель здоровья человека сегодня изучает не только медицина, но и некоторые другие науки, например, физическая культура, физиология, биомеханика, школьное образование, военное дело.

Источник: https://vashaspina.ru/znachenie-v-zhizni-cheloveka-pravilnoj-osanki/

Правильная осанка и ее значение для здоровья

Значение осанки в жизни человека

Наиболее часто ухудшение здоровья наступает из-за несоблюдения правильной осанки и нарушения пропорций тела. Чтобы понять всю важность этих основополагающих условий крепкого здоровья, поговорим о них подробно.

Осанка – это способность человека без особого напряжения удерживать свое тело,  сохраняя привычную позу в различных положениях: сидя, стоя, во время ходьбы, игр, спорта и т.д.

Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами.

В медицине выделяются следующие типы осанки:

  • Нормальная. Ее главные характеристики – симметричное расположение по отношению позвоночного столба. Допускается наличие нормальной физиологической кривизны.
  • Выпрямленная. Отличительные особенности – прямой позвоночный столб с плохо выраженными рельефами.
  • Сутуловатая. Шейный лордоз и грудной кифоз увеличиваются. Голова при этом выдвигается вперед.
  • Лордотическая. Область поясницы позвоночного столба резко изогнута, живот выпячивается вперед.
  • Кифотическая. Характеризуется увеличенным грудным кифозом.

Отклонения от нормальной осанки называют нарушением или дефектами осанки. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

В редких случаях осанка нарушается из-за патологий в опорно-двигательном аппарате. К ним относятся травмы, полученные при родах, рахит, аномальное развитие позвоночного столба. По статистике, около 95 % случаев искривления позвоночника считаются приобретенными. Осанка портится вследствие влияния разнообразных факторов:

1) Неблагоприятные условия и социально-гигиенические факторы

2) Неправильное физическое воспитание

3) Снижение чувствительности рецепторов, отвечающих за вертикальное положение позвоночного столба

4) Недостаточное укрепление мышечного корсета

5) Одежда не по размеру

6) Болезни внутренних органов

7) Нарушение слуха или ухудшение зрения

8) Слабая освещенность рабочего стола ребенка, выбор мебели, неподходящей для владельца по размерам

Осанка у детей и подростков имеет ряд специфических особенностей. До начала полового созревания особенно выражен поясничный лордоз.

Изменение осанки у детей в процессе роста и развития связано со смещением общего центра тяжести, которое происходит у девушек в возрасте 11 – 12 лет, а у мальчиков 12 – 13 лет.

Именно в этот период необходимо быть особенно внимательным к ребенку, следить за осанкой. Зачастую болезнь проявляется и в 7 – 12 лет, хотя все чаще стали проявления в возрасте 4-6 лет, а иногда даже в 2 – 3 года.

Осанка формируется в процессе роста организма ребенка в тесном взаимодействии с развитием всех двигательных функций. Она зависит от гармоничной работы мышц, правильного положения позвоночника, головы, плечевого пояса, таза и ног. В формировании осанки большую роль играет не только сила мышц, но и ее равномерное развитие, распределение мышечной тяги и гармоничная работа всех мышц.

Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма.

Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: уменьшают объем плевральных полостей; нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, уменьшает характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения; вызывают гипертрофию миокарда правой половины сердца и еще много других отклонений и заболеваний.

Осанка играет в жизни человека эстетическое и функциональное значение. Эстетическая функция заключается в создании красоты и гармоничных движений. Люди с правильной осанкой двигаются хорошо, свободно, непринужденно.

А те, кто имеет нарушение осанки, передвигается тяжело, неуклюже с координацией движений рук и ног. Из-за неправильной осанки нарушается работа нервной системы, поскольку в межпозвоночных отверстиях проходят многочисленные нервы, которые регулируют работу отдельных органов и организма в целом.

Неправильная осанка и болезни, сопровождающие ее, могут вызвать у детей психические расстройства.

Итак, осанка – это рефлекс, для образования которого необходима специальная работа, обучающая приобретению правильной осанки при любых обстоятельствах.

При этом ученики должны знать, каково значение правильной осанки, какие существуют отклонения от правильной осанки и как приобретать правильное положение тела.

Демонстрируя то или иное упражнение, учитель должен наглядно убедить детей, в чем заключается преимущество правильной осанки, конкретно в ее эстетичности и целесообразности.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ребенка, которая должно проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом формы и степени заболевания ребенка.

Задачей двигательных игр (что представляется собой одну из форм лечебной физической культуры) является общее укрепление позвоночника, улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Для выполнения этих задач необходимо включать в занятия игры, причем выбор игр производится с учетом общего состояния ребенка, его физической подготовленности.

При использовании в играх корректирующих упражнений необходимо, прежде всего, брать во внимание основное заболевание ребенка, чтобы, исправляя дефект осанки, не навредить его организму. Так же можно рекомендовать игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхних конечностей и живота.

Исправить осанку можно с помощью комплексных мероприятий, включающих массаж, ношение корсетов, иглоукалывание и мануальную терапию. Если соблюдать все рекомендации врача, то можно добиться положительных результатов.

Упражнения в комплексе:

  1. Вытягивание шеи. Исходное положение – сидя на стуле. Спина прямая, ступни стоят на полу. Нужно вытянуть подбородок вперед, не изменяя положение подбородка. Сделайте несколько повторений.
  2. Подъем груди. При выполнении простых движений хорошо укрепляется трапециевидная мышца снизу. Исходное положение – сесть на стул и расслабить мышцы. Потянитесь по направлению к потолку. Слегка опустив лопатки, постарайтесь их свести.
  3. Для мышц лопаток. Исходное положение– сидя на стуле, положите руки себе на бедра. Примите удобное положение тела и начинайте опускать плечи. Нужно стремиться лопатки подвести друг к другу как можно ближе.
  4. Втягивание живота. Исходное положение – стоя. Втягивайте живот, делая вдох. При выдохе расслабьтесь. Количество повторений упражнения неограниченно.

Лечение сколиоза складывается из трех взаимосвязанных звеньев: мобилизация искривленного отдела позвоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Для коррекции деформации позвоночника весьма эффективны методики мануальной терапии.

Сохранению достигнутой коррекции с их помощью можно способствовать лишь косвенно, за счет формирования нового статико-динамического стереотипа, адаптированного к изменениям, которые вносятся в форму позвоночника.

Однако основной и наиболее трудной задачей, решение которой определяет успех лечения в целом, является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корригирующем положении. Коррекция деформации, не подкрепленная мерами, обеспечивающими стабилизацию позвоночника, неэффективна.

Под коррекцией следует понимать комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий (режим дня, закаливание, гигиена мебели, питания, общеразвивающие упражнения, ортопедические мероприятия и т.п.

), которые применяются для полного или частичного устранения нарушений опорно-двигательного аппарата.

Различают общую и специальную, активную и пассивную, морфологическую и функциональную виды коррекции.

Общая коррекция включает в себя комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, которые влияют на формирование опорно-двигательного аппарата и его общее развитие. Это oбщepaзвивaющие упражнения, игры, закаливание, режим труда и отдыха, рациональное питание и прочее.

Специальная коррекция предусматривает применение корректирующих упражнений для исправления морфологических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. Под морфологической коррекцией понимают исправление позвоночника, угла наклона таза, асимметрии плечевого пояса, лопаток.

Физиологическая коррекция предполагает использование физических упражнений, направленных на нормализацию функций сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. м активной коррекции является сознательное и целенаправленное использование специальных корригирующих упражнений в сочетании с оздоровительными средствами физической культуры.

Пассивная коррекция – это ряд специальных воздействий, которые происходят без активного участия ребенка (пассивные движения, массаж, корсеты, супинаторы). Комплексное использование мер коррекции является условием рациональной организации работы по ликвидации нарушений осанки у детей.

Лечебная физическая культура (ЛФК) является ведущим средством консервативного лечения сколиоза.

Физические упражнения влияют на позвоночник, укрепляя мышцы туловища; позволяют добиться корректирующего воздействия на реформацию, улучшить осанку и функцию внешнего дыхания; дают общеукрепляющий эффект.

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает: лечебную гимнастику, упражнения в воде, массаж и элементы спорта.

Комплекс упражнений при нарушении осанки:

  1. И.п. – положение стоя, руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (по 3 раза в каждом направлении).
  2. И.п. – положение стоя, руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  4. И.п. – стоя на коленях. Отклониться назад, руками достать пятки, прогнуться всем корпусом (1–2 раза).
  5. И.п. – сидя по-турецки. Поднять руки вверх и сцепить в замок, ладонями кверху. Спина ровная. С силой вытягивать себя вверх, задерживаться на 15–30 секунд.
  6. И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за носки, головой тянуться к коленям.
  7. И.п. – сидя ноги вперед. Наклониться вперед, взяться за голеностоп правой ноги и поднять ее руками вверх, не сгибая колено. Удерживая ногу, подтянуть и выпрямить спину. Задержаться в этой позе на некоторое время. Повторить с другой ногой.
  8. И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2–3 раза).
  9. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох, медленно поднять таз (полумостик), на выдохе вернуться в и.п. (3–4 раза).
  10. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Имитировать ногами езду на велосипеде (8–10 раз).
  11. И.п. – лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой рукой и ногой (6–8 раз).
  12. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Одновременно делать ножницы руками и ногами (5–7 раз).
  13. И.п. – лежа на животе, руки на уровне груди упираются в пол. Упираясь на руки, поднять верхнюю часть туловища, повернуться вправо и правой рукой дотянуться до левого бедра, глазами увидеть ладошку, задержаться. Повторить в другую сторону (2–4 раза).

Выработка и закрепление навыков правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, в которых обязательно сохраняется правильное положение тела, а также упражнений на координацию и равновесие.

Список литературы:

  1. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия (1991).
  2. Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва, «Просвещение», 1983.
  3. Левит К., Захсе Й., Янда В. Мануальная медицина (1993).
  4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Новокузнецк, 1998.
  5. Методическое пособие по изучение анатомии человека. Казань, 1972.
  6. Кошелева Л.П. Правильная осанка – залог здоровья человека //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований– № 12.2. (2014).
  7. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д. Ловейко. Москва, Просвещение, 1970.
  8. Милюкова И.В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. – 160 с.
  9. Танкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. Москва, Просвещение, 1981.

Источник: https://sibac.info/journal/student/61/140165

ТерапевтТут
Добавить комментарий