S образный позвоночник и широкий таз

Г) костей черепа и скелета туловища

S образный позвоночник и широкий таз

Б) скелет и скелетные мышцы

в) мышцы желудка, скелет

г) только скелетные мышцы

Определите плоские кости

а) кости кисти и кости стопы

Б) лобная и тазовые кости

в) плечевые кости

г) теменные кости и позвоночник

3. Что из ниже перечисленного является результатом несоблюдения правил осанки за партой?

а) рахит б) плоскостопие в) сколиоз г) карликовость

4. Как соединены кости мозговой части черепа?

а) полуподвижно

Б) неподвижно

в) подвижно

г) это одна цельная кость

Из каких костей образован пояс верхних конечностей

а) тазовые кости

Б) лопатки и ключицы

в) кости плеча и предплечья

г) кости шейных позвонков.

6. Какие из этих костей являются трубчатыми костями?

а) тазовые кости

б) кости черепа и позвонки

в) лопатки и грудина

Г) бедренная и берцовые кости

7. Чем определяется твердость костей?

а) органическими веществами

Б) неорганическими веществами

в) губчатым строением

г) трубчатым строением

8. При смещении костей, образующих сустав, у человека происходит:

а) растяжение связок

б) ушиб

В) вывих суставов

г) перелом костей

9. Чтобы предупредить искривление позвоночника, ученик должен носить учебники в

а) дипломате

б) в портфеле

в) сумке на левом плече

Г) ранце

10. С возрастом содержание органических веществ – оссеина в костях скелета человека:

а) не изменяется

б) мало изменяется

в) значительно увеличивается

г) значительно уменьшается.

1. Что здесь относится к кроветворным органам?

а) сердце и сосуды

Б) красный костный мозг

в) селезенка

г) желтый костный мозг

2. К какой ткани относятся кость и хрящ?

а) эпителиальной б) мышечной в) соединительнойг) нервной

3. Неподвижно соединены:

а) кости тазаб) кости бедра и голени в) плечевая, лучевая и локтевая кости г) позвонки

Определите губчатые кости

а) кости тел позвонков, грудины

б) лобная и тазовые кости

в) теменные кости и позвоночник

г) плечевые кости

5. Какие кости участвуют в образовании плечевого сустава?

а) тазовые кости

Б) лопатка, ключица и плечевая кость

в) плечевая кость и кости предплечья

г) плечевая кость и грудина

6. Чем определяется гибкость костей?

А) органическими веществами

б) неорганическими веществами

в) губчатым строением

г) трубчатым строением

S – образный позвоночник и широкий таз

А) сформировался у человека в связи с прямохождением

б) свидетельствует о родстве человека и приматов

в) доказывают происхождение человека от

млекопитающих животных

г) сформировались в связи с трудовой деятельностью

8. Если у человека в результате травмы произошёл вывих, то у него наблюдается:

А) смещение концов костей, образующих сустав

б) нарушение целостности костей

в) образование отёка, гематомы (синяка)

г) повреждение связок, соединяющих сустав, сопровождающееся отёком, кровоизлиянием и сильной болью.

9. Утомление мышц быстрее наступает при:

а) большой нагрузке и высоком ритме работы мышц

б) малой нагрузке и среднем ритме работы мышц

в) при малой нагрузке, но высоком ритме работы мышц

г) средних нагрузках и ритме работы мышц

К поясу нижних конечностей относятся

а) бедренные кости

Б) тазовые кости

в) кости голени

г) все кости ноги

3. Рост костей в толщину идет за счет:

А) надкостницы

б) костных клеток

в) хрящевой ткани

г) сухожилия

4. Какие из этих костей являются трубчатыми костями?

а) тазовые кости

б) кости черепа и позвонки

в) лопатки и грудина

Г) бедренная и берцовые кости

5. Из каких парных костей состоит мозговой отдел черепа?

а) затылочных и лобных

б) лобных и теменных

в) лобных и височных

г) височных и теменных

Легкость и прочность костей определяется

а) органическими веществами

б) неорганическими веществами

в) губчатым строением

г) трубчатым строением

Д) все вместе (а, б, в, г,)

7. Полуподвижно соединены:

а) кости таза

б) кости бедра и голени

в) плечевая, лучевая и локтевая

Г) кости тел позвонков

10. Из каких костей состоит осевой скелет?

а) костей черепа

б) костей поясов конечностей

в) скелета свободных конечностей

г) костей черепа и скелета туловища

2. Число пар рёбер, непосредственно сочлененных с грудиной:

а) 3 6) 5 в) 7 г) 10 д) 12

3. На какие отделы конечности должна быть наложена шина при переломе костей предплечья?

а) только на предплечье

б) на предплечье и плечо

в) на предплечье и кисть

г) на плечо, предплечье и кисть

4. К плоским костям относятся:

А) ребра, лопатки

б) лучевая и локтевая кости

в) большая и малая берцовая кости

г) ключицы

5. Полностью процесс окостенения скелета заканчивается:

а) к 15 годам б) к 25 годам в) к 30 годам г) к 40 годам

6. Из каких костей образован пояс верхних конечностей?

а) тазовые кости

Б) лопатки и ключицы

в) плечевая кость и кости предплечья

г) плечевая кость и грудина

7. Супинаторы используют при:

А) плоскостопии

б) при искривлениях позвоночника

в) при растяжении связок

8. Гибкость позвоночника обеспечивается:

а) подвижным соединением позвонков

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 914 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/16-18511.html

Читать Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс

S образный позвоночник и широкий таз

Общими признаками человека и остальных представителей отряда Приматы являются следующие: конечность хватательного типа (первый палец кисти противопоставлен остальным); наличие ключицы, что обеспечивает высокую подвижность руки; расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями; зубы трёх типов – резцы, клыки, коренные; высокое развитие полушарий головного мозга; размножение в течение всего года; наличие одной пары молочных желёз; рождение обычно одного детёныша и длительный уход за ним; сложная организация отношений между особями и высокий уровень развития высшей нервной деятельности.

О родстве человека с животными свидетельствуют также многочисленные рудименты и атавизмы, которые известны практически для всех систем органов. Рудименты – это недоразвитые органы, которые практически утратили в процессе эволюции свои функции.

Их наличие указывает на родство человека с более низкоорганизованными позвоночными животными. Примерами таких рудиментов являются мышцы ушной раковины, хвостовые позвонки (копчик), остатки мигательной перепонки глаза, червеобразный отросток слепой кишки.

Атавизмы – это признаки, которые некогда существовали у наших предков, в дальнейшем были утрачены, но гены, отвечающие за их развитие, ещё сохраняются и при определённых условиях вызывают образование этих древних признаков.

Яркими примерами атавизмов являются волосяной покров на лице, наружный хвост, лишние пары молочных желёз, перепонки между пальцами (рис. 59).

Данные сравнительной эмбриологии. Кроме данных сравнительной анатомии весомыми доказательствами происхождения человека от животных являются результаты сравнительного изучения онтогенеза человека и животных.

Индивидуальное развитие человека, как и остальных животных, размножающихся половым путём, начинается с образования зиготы. В двухнедельном возрасте у эмбриона человека прослеживаются признаки рыбообразных предков: двухкамерное сердце, жаберные щели, хвостовая артерия.

Позже в строении эмбриона можно наблюдать черты, унаследованные от земноводных: мигательная перепонка во внутреннем углу глаза, плавательные перепонки между пальцами.

У шестинедельного зародыша есть несколько пар молочных желёз, закладывается хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик.

Гладкая поверхность больших полушарий и сплошной волосяной покров у плода человека указывают на родство с примитивными млекопитающими. Таким образом, основные черты эмбрионального развития человека чётко определяют его животное происхождение.

Рис. 59. Атавизмы человека

Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян. С человекообразными обезьянами люди имеют много общих признаков, например таких, как большая величина тела, отсутствие хвоста и защёчных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры и сходная структура черепа (рис. 60).

Шимпанзе, гориллы, орангутаны имеют хорошо развитый головной мозг, особенно его лобные доли, большое число извилин в коре больших полушарий. Кроме морфологических признаков о нашем близком родстве свидетельствуют и другие данные: мы похожи по резус-фактору и группам крови (АВ0), мы болеем одними и теми же «человеческими» болезнями.

Беременность и гориллы, и человека составляет около 280 дней.

Рис. 60. Человекообразные обезьяны

Эволюционное родство организмов можно определить, сравнивая их хромосомы. Чем больше сходство между нуклеотидными последовательностями ДНК, тем ближе родство между видами. Человек и шимпанзе имеют более 95 % схожих генов.

У человекообразных обезьян, как и у людей, высокий уровень развития высшей нервной деятельности, они легко обучаются, у них прекрасная память и богатая эмоциональная жизнь.

В то же время между человеком и высшими приматами существуют коренные отличия. Только человеку свойственно настоящее прямохождение (рис. 61). Благодаря этому человек имеет длинные и мощные ноги, сводчатую стопу, широкий таз, S-образный позвоночник. Гибкая кисть и подвижные пальцы обеспечивают точные и разнообразные движения.

Человек имеет сложно устроенный головной мозг, средний объём которого составляет 1350 см3 (у гориллы 400 см3). Благодаря развитию структур гортани человек способен к членораздельной речи.

Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду.

Рис. 61. Скелеты обезьяны и человека

Вопросы для повторения и задания

1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

5. Какое значение в антропогенезе имело увеличение объёма мозга?

Подумайте! Выполните!

1. В ранний период развития сердце человеческого зародыша состоит из одного предсердия и одного желудочка. Прокомментируйте этот факт.

2. Вспомните из курса зоологии и назовите основные признаки подтипа Позвоночные. Какие ещё два подтипа выделяют в типе хордовых? Кто их представители? Каковы особенности их строения?

3. Некоторые виды млекопитающих активно охраняют и агрессивно защищают свою территорию и территорию своей стаи; для других видов это не характерно. К какой группе относится человек и как это повлияло (и влияет) на развитие человеческого общества?

4. Создавая орудия труда и совершенствуя разнообразные навыки, человек расширяет возможности своего организма. Обсудите с этой точки зрения, какую роль в развитии человека сыграли огонь и одежда, рычаг и колесо, рисунки и письменность.

5. Распределите характерные особенности, свойственные только человеку, на три группы: признаки, связанные с прямохождением, с трудовой деятельностью и с общественным образом жизни.

6. Выполните практическую работу «Наблюдение за физиологическими рудиментами». Понаблюдайте за ходьбой человека. Если его руки свободны, то при ходьбе они будут двигаться в том же ритме, что и ноги, совершая маховые движения вдоль тела.

У большинства людей шаг левой ногой сопровождается движением вперёд правой руки и наоборот. Попробуйте пройти, прижав руки плотно к туловищу. Какие ощущения вы испытываете? Насколько комфортно вам идти? Усложните задачу: попробуйте одновременно шагать левой ногой, выбрасывая вперёд левую руку.

Удобно ли вам идти? В ходе этого простого задания вы познакомились с так называемыми содружественными движениями. В большинстве случаев содружественные движения представляют собой рудименты когда-то целесообразных совместных и слаженных движений.

Например, движения рук при ходьбе сохранились у человека с тех времён, когда наши далёкие предки передвигались на четырёх конечностях.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Узнайте больше

Хромосомы человека и человекообразных обезьян. У всех представителей семейства гоминид по 24 пары хромосом. Исключение составляют люди, у которых лишь 23 пары хромосом. Изучение нуклеотидной последовательности хромосом, особенностей их строения, расположения перетяжек и т. д. позволило прийти к выводу, что человеческая 2-я хромосома является результатом слияния двух хромосом предков.

Ближайший родственник человека – шимпанзе бонобо имеет практически идентичные находящимся во 2-й хромосоме человека последовательности ДНК, но они расположены на двух отдельных хромосомах.

То же самое обнаружено и в хромосомном наборе более дальних родственников: гориллы и орангутана. Есть ещё один весомый аргумент в пользу этой точки зрения.

Обычно хромосома имеет только одну центромеру, но на длинном плече 2-й хромосомы наблюдаются остатки второй центромеры.

Источник: https://online-knigi.com/page/255637?page=25

Эволюция осанки – Психологос

S образный позвоночник и широкий таз

Эволюция осанки — один из важных аспектов «осанки», совершенствование опорно-двигательной системы человека в процессе исторического развития.

Осанка — свойство, присущее только человеку, результат эволюционного процесса — прямохождения. Основными историческими вехами эволюции осанки являются: прямохождение (2 млн.лет т. н.

); изобретение стула (XV век); массовое школьное обучение (XIX век); появление новой массовой профессии — офисный работник (XXI век).

Выдающийся канадский физиолог Басмаджан так охарактеризовал значение этого процесса.

«Среди млекопитающих человек, приобретя когда-то вертикальную осанку, обладает наиболее экономичными антигравитационными механизмами. Затрата мышечной энергии при этой, казалось бы, наименее удобной позе, предельно экономична».

В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости. S-образный позвоночник является своеобразным амортизатором при осевых нагрузках.

Как известно, выделяют изгиб вперед в шейном отделе — шейный лордоз, изгиб назад в грудном отделе — грудной кифоз, изгиб вперед в поясничном отделе — поясничный лордоз. За счет естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника к осевой нагрузке.

При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник как бы «складывается» в S-образную форму, предохраняя диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется как пружина.

Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры приходится на носок.

Усилие создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку. Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200 % веса тела. Естественная, сбалансированная посадка головы, позволяет длинным осям орбит быть обращёнными вперёд.

Это отличительный признак человека от его человекообразных собратьев, у которых голова подвешена на затылочных мышцах (антропологи определяют положение головы по строению основания черепа и шейных позвонков).

Сбалансированное положение головы исключает растяжение задних связок шеи и необходимость постоянного напряжения мышц шеи, главным образом, в отличие от животных, — мышцы — верхней трапеции. В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе.

Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10 % населения выполняли сидячую работу. В 21 столетии число таких работников увеличилось до 90 %.

В процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать среду к себе, и это не могло не сказаться на осанке. Изобретение скамьи, стула (это вероятно XV век) существенно изменило биомеханику человека, появилась новая проблема — «осанка сидящего на стуле».

Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу. Поза «сидя», — оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего страдает осанка.

Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине, и причиной различных заболеваний. 18 век — век массового школьного обучения. Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную сторону — у 40-80 % детей выявляются нарушения осанки, а у3 %-10 % из них — различные искривления позвоночника, главным образом, так называемые школьные сколиозы. С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда. Офисные работники — новая массовая профессия, численность которых составляет более 60 % всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растет, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/evolyuciya-osanki

ТерапевтТут
Добавить комментарий