Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

Мелкая моторика для взрослых

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

Все так или иначе сталкивались с утверждением, что маленьким детям необходимо развивать мелкую моторику для того, чтобы укрепить память, внимание, облегчить развитие речи и прочее. Однако наивное предположение, что взрослым это уже не нужно, не имеет под собой ни малейших оснований. Мелкая моторика полезна в любом возрасте. Кому и в каких случаях? Давайте разбираться!

Взгляд изнутри

Говоря о моторике, подразумевают, прежде всего мелкие мышцы на кистях рук (преимущественно пальцах) и стоп (пальцы ног).

Без правильного функционирования данных мышц невозможно выполнить ни одно простейшее действие – ни удержать в руках карандаш/ручку, ни перелистнуть страницу книги, ни, банально, шнурки завязать на ботинках.

Если вы все это умеете, не спешите закрывать статью, поскольку данные примеры — лишь вершина айсберга.

С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем — нервную (о колоссальном количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную (что логично), а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз и является тем, что называется мелкой моторикой.

Польза для мозга

Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером до регулярных занятий асимметричной (или пальцевой) гимнастикой?

Во-первых — нагрузка сразу нескольких систем организма воздействует на многие отделы головного мозга, активная работа которого способствует быстрой обработке информации и формированию синапсов между нейронами. Последний пункт, кстати, и объясняет влияние мелкой моторики на память.

Во-вторых, задействование зрительной системы самым благотворным образом сказывается на воображении. Ученые уже доказали, что работа с придуманными образами с точки зрения мозга ничем не отличается от просмотра реальных изображений. Активное воображение, в свою очередь, отвечает за развитие пространственного мышления, креативность и способность создавать нестандартные решения.

В третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили.

Казалось бы, руки и язык совершенно ничем не связаны друг с другом, однако стоит вспомнить о нервной системе, и все становится на свои места.

Нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе, речевой центр.

Есть и другая теория. Не удовлетворившись поверхностным заявлением о том, что воздействие на одни отделы мозга волшебным образом активирует и соседний, отвечающий за речь, часть ученых решила копнуть поглубже.

Кратко, в результате исследований обнаружилась еще одна закономерность. Работа с мелкими предметами приучает мозг к более точному моторному планированию (продумыванию своих действий перед командой выполнения).

Именно эта способность затем переносится на речь, помогая произносить звуки.

Чаще всего о пользе мелкой моторики для взрослых говорят в тех случаях, когда была получена какая-либо травма головного мозга, спровоцировавшая нарушения двигательной, либо речевой активности, чтобы ускорить процесс восстановления данных функций.

Показаны подобные упражнения и тем, кто имеет какие-либо проблемы с памятью.

Однако и здоровым людям не стоит отказываться от возможности «прокачать» свой мозг — укрепить память, улучшить свои когнитивные и творческие способности — тем более, для этого обычно не требуется никаких специальных инструментов.

Одно из простейших упражнений, которые окажут неоценимую услугу вашему мозгу — рисование.

По сути, неважно, каковы ваши художественные навыки, ведь дело не в таланте как у Пикассо, а в банальном умении держать пишущий предмет.

Можно рисовать картины или самозабвенно выводить карандашом каляки-маляки в стиле трех-летки — эффект будет в любом случае. Регулярное письмо от руки или занятия каллиграфией будет иметь то же воздействие.

2. Пальцевая гимнастика

Практически ни одно занятие в Advance не обходится без традиционной пальцевой гимнастики. Нехитрые сгибания пальцев способствуют развитию памяти, внимания, концентрации и стимулируют воображение.

При этом, наша йога для пальцев асимметрична, что позволяет задействовать оба полушария мозга в одно и то же время.

Иными словами, синхронизирует его работу для более эффективного выполнения последующих задач.

3. Игра на музыкальных инструментах

Помимо того, что музыка сама по себе полезна и прекрасна, научиться играть на них — отличный стимул для мозга. Для гармоничной игры на гитаре, скрипке, рояле и других инструментах нужны проворные пальцы. Чем не тренировка мелкой моторики?

4. Вышивание

Вышивание, вязание и прочее рукоделие — излюбленное хобби не только женщин, но и мужчин. Отличный выбор! Наряду с кропотливой работой, повышающей навык концентрации внимания и терпения, данная процедура тренирует мелкие мышцы на кистях рук (иногда в сочетании с неумышленной акупунктурой).

5. Моделирование

Увлечение созданием моделей самолетов, пароходов, шедевров архитектуры и прочих объектов, так же как и собирание паззлов — еще один способ «прокачать» мелкую моторику, а заодно и множество других навыков. В том числе — пространственное мышление и воображение. Сюда же можно отнести такие занятия как резьба по дереву, выпиливание лобзиком и т.д..

Подробнее о курсах по развитию памяти, мнемотехнике и эффективному чтению на нашем сайте: https://bit.ly/2LIyfMj.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aabd53657906a6ddbbeadb0/5b5ad7aba5218500a8b7d66a

Развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к.

развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как:

гипотония – слабое сжатие ручки;

гипертония – сильное сжатие ручки;

макро и микрография – когда ребёнок не видит строки.

Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки необходимы следующие условия:

v Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

v Выполнение упражнений должно быть регулярным.

v Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

v Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.

v Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

v Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.

v Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

v Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.

1. Катать шарики из пластилина (или теста)

– кружок;

– цифру;

– букву;

– животное;

– ощупать предмет с закрытыми глазами и слепить его из пластилина.

2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.

4. Собирать, складывать пирамидки.

5. Застёгивать пуговицы.

6. Завязывать, развязывать узлы.

7. Опознание предмета. Ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);

2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);

3. Нейропсихологическое расслабление:

• массаж (после работы каждый пальчик необходимо помасcировать, кисти рук сжимать и разжимать);

• упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;

• упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др.

• выкладывание палочек различными пальцами;

• посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;

4. Упражнения на ритмическую организацию движений.

Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие – развитие речевых функций.

• хлопки;

• постукивание палочками;

• ритмичные щелчки;

• специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);

• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Выполнение по зрительному образцу:

«В нашем дворе живут разные животные»

Психолог показывает фигуру и называет животное. Дети повторяют. Затем, психолог называет животное, а дети должны самостоятельно воспроизвести кинестетический образ.

1. “Петушок” указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.

2. “Курочка” – веер опущен.

3. “Волк” – исходная позиция – “коза”, указательный палец и мизинец чуть сгибаются.

4. “Кот” – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.

5. “Солнышко” – расставлены пальцы от себя.

6. “Флажок” – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.

Гимнастика для пальцев:

1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу), так и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

2. «Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).

3. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться – извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).

5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

7. «Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.

8. «Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.

9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.

10. «Утюг». Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

11. «Пила». Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти рук («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

12. «Тесто». Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

— Угостить вас пирогами?

13. «Терка». Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

— Ты вкуснее поищи!

Расслабление пальцев кистей рук.

(Вводится после сильного напряжения) Можно проводить после каждого упражнения.

1. “Погладим котенка”. Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой.

2. “Курочка пьет воду” – сбрасываем руки назад. “Курочка клюет зерно” – сбрасываем руки вперед.

3. “Веселые маляры” – широкие размахи одной рукой, затем другой, потом 2-мя руками.

4. “Качаем лодочку” – соединить ладони и качать вправо-влево.

Источник: https://multiurok.ru/blog/razvitiie-mielkoi-motoriki-pal-tsiev-ruk-i-kistiei.html

«Ум на кончиках пальцев». Необходимость развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

Герасимова Татьяна
«Ум на кончиках пальцев». Необходимость развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

«

Ум на кончиках пальцев»

(Необходимость развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.)

«Истоки способностей и дарования детей

находится на кончиках их пальцев.

От них … идут тончайшие ручейки,

которые питают источник образной мысли. “

В. А. Сухомлинский

В. А. Сухомлинский, М. Монтессори, А. Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили много трудов изучению свойств и особенностей развития мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от степени организации движений кистями и пальцами рук. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития и речевой функции.

Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями.

Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции.

Именно эти два уже подтверждённых научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи», наряду с артикуляционным аппаратом. В связи с этим считается, что тонкие движения пальцев существенно влияют на формирование и развитие речевой функции ребёнка.

Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от простейших жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей (педагоги, логопеды, дефектологи) — это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Нормативные показатели развития мелкой моторики рук у детей:

В 2-2,5 года ребёнок умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.

В 2,5 — 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.

В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.

В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.

В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.

В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве.

И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость.

Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности. Основной принцип занятий — это систематичность, последовательность.

При подборе материалов, карточек, стихов, заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности развития детей.

В детском саду родители должны получать методические рекомендаци о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Родителям необходимо понимать, что пройденный в ДОУ материал обязательно закреплять дома.

Применять упражнения на развитие мелкой моторики руки с успехом можно во всех видах организованной деятельности.

Познавательное развитие (сенсорное развитие,игровая, продуктивная деятельность, количество, счет, величина, форма, ориентировка в пространстве)

Речевое (развитие речи, сенсорное развитие, игровая деятельность).

Художественно-эстетическое развитие: (продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическое развитие (физкультминутки, сохранение жизни и здоровья, пассивная гимнастика (массаж)

Социально-коммуникативное развитие: (игровая деятельность, самообслуживание, формирование компонентов устной речи).

Методы и приёмы

Доминирующий метод – игровой.

Словесный (объяснение и рассказ)

Наглядный (показ, демонстрация, схемы)

Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)

В группе должна быть создана необходимая предметно-развивающая среда, подобраны игры и пособия для развития мелкой моторики, где дети совместно с воспитателем, а так же самостоятельно могут действовать по своим интнресам с этими пособиями.

Примеры игр и упражнений для развития мелкой моторики:

Игры со счётными палочками.

“Сложи колодец”

“Выложи картинку”

“Выложи геометрическую фигуру”

Игры с конструктором лего

Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Игры – шнуровки

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”.

Способствуют развитию речи.

Развивают творческие способности.

Развивают усидчивость, внимание, терпение.

Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Игры с крупой

«Золушка».

На листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать.

«Рисование на манке» Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку).

«Разверни, не порви» Развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.

Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Пазлы и мозаика

Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать целостное изображение предмета из мелких деталей.

Игры с прищепками

Можно прикреплять прищепки по тематике.

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Сухой бассейн

Сухой бассейне из крупы,из крышек. Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Можно использовать подручные средства, например, карандаш, орехи. Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Рисование

На листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке,на асфальте…

А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком.

Игры с пластилином

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Игры с бумагой

Мять, резать ножницами, рвать, складывать.

Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т. д. Аппликация-занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Работа с ножницами

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Игры с природным материалом

Из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Развитие мелкой моторики, является главным условием эффективного осуществления познавательной деятельности, а так же даёт возможности для успешного обучения детей в школе.

Основная задача упражнений для развития мелкой моторики рук состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования тонких движений.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной моторики, переходом от простых к более сложным разнообразным заданиям и упражнениям.

Постепенно руки детей приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-um-na-konchikah-palcev-neobhodimost-razvitija-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие и совершенствование мелкой моторики кистей рук и пальцев

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

Развитие и совершенствование мелкой моторики кистей и пальцев рук

Степень готовность руки к выполнению графической деятельности, точных и сложных движений является важнейшим компонентом обучения детей, в том числе письму.

Необходимым условием для этого является достаточное развитие моторного и сенсомоторного компонентов двигательного анализатора.

Физиологические показатели детей с ОВЗ (развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев) и индивидуальные особенности моторного развития и определяют готовность руки к письму. Изобразительная, бытовая, игровая деятельность детей влияет на развитие функций руки.

У большинства учащихся, поступивших в первый класс нашей школы, движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Зачастую дети с ОВЗ не умеют использовать карандаш и ручку в качестве графических инструментов, что требует специальных сложнокоординированных движений руки.

Даже на фоне внешне благополучного состояния общей моторики часто наблюдается недостаточность развития мелких мышц рук. Развивать ручную умелость, совершенствовать тонкие и сложнокоординированные движения всех звеньев рук – плеча, предплечья, кистей и пальцев рук – всё это реализация специальной программы.

В неё могут быть включены такие задания.

Пальчиковые игры используются на всех уроках при работе с детьми с ОВЗ, как физминутки.

В лесу

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять. (разгибаем пальчики синхронно на обеих руках)

Этот пальчик в лес пошёл ( загибаем пальчики поочерёдно)

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот резал.

Этот ел, ну а этот лишь глядел.

Дом.

Стук-стук-постук, раздаётся где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат-

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Комар

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, с-с-с (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар на лоб – оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его – хлоп (ладошкой по лбу)

И к уху, з-з-з (зажимаем кулачок, подносим к уху)_

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачек ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Пальчики

Этот пальчик – дедушка.(соединяем пальцы с большого и т. д.)

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

А вот этот пальчик я.

Наша дружная семья.

Лошадки

По дороге белой гладкой (гладят поверхность стола)

Скачут пальцы , как лошадки.(пальцы скачут по столу)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок

Скачет резвый табунок.

Регулярное использование несложных по технике игр и упражнений обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Пальчиковые игры вызывают у детей эмоциональный подъём, тонизирующее действие на состояние мозга и развитие речи.

Они выполняются в определённой последовательности: упражнения и игры на формирование умений удерживать статическую позу кистей и пальцев, упражнения и игры динамического характера.

В результате этой работы дети весело упражняются в различных действиях (сжатие , расслабление, растяжение мышц рук) и тренируются в выполнении изолированных движений каждым пальцем.

Графическая подготовка.

В практике Монтессори-школ использовали некоторые приёмы: ощупывание деревянных контуров букв одним или двумя пальцами, обведение их палочкой; осязание букв из нождачной бумаги и т. д. Я провожу такие задания и упражнения достаточно длительно. В основе методики работа с разными трафаретами и шаблонами.

С их помощью дети обводят контур геометрических фигур, предметов, штрихуют их параллельными, волнистыми, круговыми линиями, а потом элементами букв (полуовалами, петлями). Книги серии «Раскраски» часто использую для штриховки, а так же контурные рисунки детей. На уроках письма и альтернативной коммуникации использую эту методику и современные системы упражнений в работе со всем классом.

В комплексе коррекционно-развивающих заданий для наименее подготовленных к письму детей с ОВЗ.

Традиционные и ставшие уже привычными в школе, виды детской продуктивной деятельности обладают мощным коррекционно-развивающим потенциалом с точки зрения совершенствования ручной умелости и тренировки мелких мышц руки. На уроках ручного труда дети занимаются аппликацией, изготовлением оригами, лепкой, плетением, шитьём.

Во время уроков предметно практической деятельности применяются следующие виды продуктивной деятельности: сортирование геометрических фигур и предметов с учётом их цвета, формы, размера, выкладывание мозаики, нанизывание бусин, шнуровка. Дети приобретают опыт оперирования разными инструментами ведущей рукой.

У них формируется навык координированных движений с одновременным разграничением правой и левой руки.

На уроках всегда проходят динамические паузы и физкультминутки.

Поднимайте плечики

Поднимайте плечики, прыгайте , кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок. (дети прыгают)

Стоп. Сели. Травушку поели. (движения соответствуют стихам)

Травушку покушали. Тишину послушали.

Выше, выше, высоко. Прыгать на носках легко.

Ветер.

Ветер дует нам в лицо. (машут руками)

Закачалось деревцо. (руки вверх, наклоны)

Ветер тише, тише, тише. (руки тихо идут вниз)

Деревцо всё выше, выше. (руки быстро поднимаются вверх)

Релаксационные упражнения для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую буквы своего имени. Дети любят когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

На уроках физической культуры дети играют с мячами, кеглями, обручами, выполняют упражнения с различным спортивным инвентарём. Во внеурочной деятельности провожу гимнастику до уроков, подвижные игры на прогулке.

Это помогает вырабатывать у детей с ОВЗ координацию движений всех звеньев рук и тренировать мелкие мышцы рук. Тренировка одновременно обеих рук является преимуществом этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности. Выполняя большое количество упражнений, дети никогда не жалуются на усталость так как они носят игровой характер.

Источник: https://infourok.ru/razvitie-i-sovershenstvovanie-melkoy-motoriki-kistey-ruk-i-palcev-2974959.html

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

Проблема развития мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, так как развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению.

Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

А также проведение занятий по укреплению мелкой моторики рук способствует: развитию хватания; развитию согласованных движений обеих рук; развитию точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук; формированию ручных умений(расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний); развитию осязания; развитию мышления и воображения.

В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным тестом(«Сорока-Белобока») развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: « Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев» . Таким образом , пальчиковые игры и упражнения, а также массаж характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школе.

Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, т.к игра ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно у ребенка возникают трудности в освоение манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка , создавая тем самым ситуацию успеха.

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

  • показ действий
  • действия руками ребенка
  • поэтапная словесная инструкция.

Игры:

«Прячем ручки»,

«Спрячь в ладошке»,

«Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),

«Непослушные колечки» (игра в пирамидку),

«Забавные шнурки»,

«Пришей пуговицу»

В группе раннего возраста кроме запланированных занятий по мелкой моторике, проходящих два раза в неделю, где воспитателем используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством.

Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия проводятся воспитателями в соответствии с установленными программами.

Здесь дети знакомятся с основными приемами работы карандашами, фломастерами и кистями, со свойствами красок. Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом.

Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге на развитие речи и мышления малыша.

Занятия этими предметами проводятся в режиме дифференцированного подхода. Расписанием предусмотрены индивидуальные занятия с малышами.

И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни – школьным годам.

Статью подготовила воспитатель группы № 10

Евтушенко Людмила Петровна

Источник: https://sch2090uv.mskobr.ru/dou_edu/strukturnoe_podrazdelenie_7/obrazovanie/methodical_cabinet/stati/razvitie_melkoj_motoriki_pal_cev_i_kistej_ruk_detej_mladshego_doshkol_nogo_vozrasta/

ТерапевтТут
Добавить комментарий